Но тут в дело вступил современный «Индиана Джонс от мира искусства».
Итак по порядку.
В декабре 1973 года воры проникли в музей во французской коммуне Шатийон-сюр-Сен на востоке страны и украли пять тысяч древнеримских монет, а также небольшую (около 38 сантиметров в высоту) бронзовую статуэтку бога виноделия Бахуса (он же Вакх).
Та самая статуэтка. Фото от 31 января 2022 года уже после возвращения в музей.
Скульптуру, изображающую бога в виде ребенка, нашли в 1894 году при раскопках галло-римского поселения Вертиллум. Со временем находка, датированная I веком нашей эры, получила статус одного из главных сокровищ Франции: ее, в частности, демонстрировали на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.
После кражи статуэтка считалась безвозвратно утраченной — но на помощь пришел «Индиана Джонс от мира искусства», детектив из Нидерландов Артур Бранд.
Артур Бранд. Фото из свободного доступа.
Он специализируется на преступлениях в сфере искусства и ранее уже находил, в частности, украденный портрет Доры Маар работы Пикассо и византийскую мозаику с изображением святого Марка, пропавшую с Кипра после турецкого вторжения в 1974 году. Картину не могли найти 20 лет, а мозаику — 44 года.
Арт-детективом голландец Артур Бранд стал по воле случая. Однажды, когда он учился в Испании, группа цыган пригласила его на незаконные раскопки древних монет. Тогда Бранд нашел монету, которая использовалась в Древнем Риме. «Когда у тебя в руках монета с римским императором, которой более двух тысяч лет, это магия», – говорит Бранд.
Когда он вернулся в Нидерланды, то продолжил собирать ценные монеты и другие предметы искусства, но вскоре понял, что нет ничего хуже, чем подделка. Чтобы научиться определять оригинал от подделки, Бранд обратился к Майклу ван Рейну, известному полицейскому информатору. Ван Рейн вел переговоры с ФБР, Скотланд Ярдом и самыми опасными преступниками в мире. Именно у него Бранд научился всему.
Сам Бранд считает себя искусствоведом. «Искусство может многое сказать о нашем прошлом и, конечно, все его проявления прекрасны. Я начал свой путь в искусстве в качестве коллекционера, но слишком быстро узнал, что в этой сфере происходит очень много преступлений. Вы только представьте, что 30% всех произведений в мире являются подделкой. Помещая все эти ненастоящие работы в наши дома и музеи, о какой реальной картине мира мы можем говорить?! Я считаю себя искусствоведом, но ведь кто-то должен и помогать в раскрытии преступлений в этой области, то есть делать то, чем сейчас занимаюсь я», – сказал он в интервью.
Как это часто бывает, найти украденного Бахуса удалось случайно. К Бранду как к эксперту в области искусства обратился коллекционер из Австрии с просьбой проверить статуэтку, которую он недавно купил — причем совершенно законно. Спустя несколько месяцев поисков арт-детектив нашел фотографию скульптуры в номере археологического журнала 1927 года. Позже он нашел и обращение в полицию от 1973 года. Бранд сообщил своему клиенту, что купленная им статуэтка была украдена почти полвека назад.
Коллекционер сразу же выразил желание вернуть Бахуса музею, но по французскому закону он должен был получить небольшое вознаграждение за ответственное хранение находки. Правда, учитывая значимость статуэтки, сумма все равно получилась «существенной», пишет «Би-би-си» — но не называет ее. Часть денег заплатили власти коммуны, а часть — представители аукционного дома из английского города Харидж, который специализируется на античном искусстве.
Директор музея Катрин Монне была чрезвычайно рада находке. «Когда я увидела статуэтку в чемодане, я поняла, насколько она красивее той копии, которая была у нас», — приводит ее слова Euronews. А что касается Бранда, то он получил право до конца жизни бесплатно посещать музей в Шатийон-сюр-Сен.