Так как до начала практики у меня было дней десять свободных я решил заехать в Сухуми, чтобы повидать родных. Мама очень сожалела, что я должен уехать. Но отказаться от учебной практики невозможно. Решил добираться до Сак на теплоходе до Евпатории, которая находится рядом с Саками.
Неожиданно со мной в путешествии попросился мой сводный брат Джамал.
Наша семья на пляже в Сухуми. Джамал крайний справа, крайний слева наш друг Тенгиз Боджгуа, к сожалению, уже покойный, я, мама и отчим.
Как оказалось, о моей практике в Крыму Джамал рассказал своей маме, а та попросила его поехать со мной, чтобы он съездил в Симферополь и посмотрел на родовой дом, в котором жили его предки со времён хана Девлет IV Герай, а может быть и раньше. Здесь надо сказать, что мама моего брата была по происхождению крымская татарка, высланная в 1944 году, как и все остальные крымские татары в Северный Казахстан. На удивление отчим быстро согласился на наше совместное путешествие и, более того, купил в разгар летнего сезона билет до Евпатории на пароходе Пётр Великий.
Пароход Пётр Великий
И через двое суток мы были в Саках. Поселили нас в Красном уголке здания заводоуправления, разместив в актовом зале необходимое количество кроватей. Мы, надо сказать, остались очень довольны гостеприимством заводчан, студентов поставили на довольствие в заводской столовой и не только меня, но и брата. Цены в столовой были смешные, так обед стоил буквально копейки.
Отработав смену, мы были свободны, а море и чудесный песчанный пляж были совсем рядом с заводом. Мы просто наслаждались свободной от опеки родителей жизнью.
Но неожиданно для нас появились проблемы деликатного характера.
Грязи и рапа Саского озера имеют целительные свойства. Вода озера представляет собой бромный, борный, хлоридный магниево-натриевый рассол – рапу.
В связи с этим в Саках и был для лечения женщин всего Советского союза от бесплодия возведён огромный 500-местный санаторий, чтобы все желающие стать мамами получили такой шанс. В санатории применялись эффективные методики грязелечения, минеральные ванны, а также климатотерапия и профилактические программы.
Грязь озера насыщена солями, минералами, высокоактивным бромом и бором. Лечебная ценность грязей в органических веществах, биостимуляторах, липидах, витаминах, ферментах, гормонах, сульфидах железа, водорастворимых солях.
Проблема для молодых студентов состояла в том, что лечившиеся от бесплодия дамы, горели желанием получить шанс стать мамами не дожидаясь возвращения домой. Ладно я в Сухуми наблюдал, как местные парни кадрили курортниц на пляжах, в Саках этот процесс был полярным - парней кадрили курортницы.
В один из дней Джамал обратился с просьбой отпустить его для поездки в Симферополь, возражать не имело смысла мой брат отличался редким упорством, что было неудивительным, учитывая наличие у него трёх восточных кровей: татарской, абхазской и турецкой.
По возвращению он мне сказал, что быстро нашёл дом своих предков, находящийся недалеко от центра города, в котором проживают три русских семьи. В 1965 году крымские татары продолжали находиться в местах перемещения и получили разрешение вернуться в Крым только в конце 80х годов.
Отбыв положенное время на заводе мы вернулись домой в Сухуми.
К настоящему времени Сакского химического завода, к великому сожалению, не существует, на его месте развалины.
В этом здании мы и прожили время практики
При Украине это был единственный производитель бромистого метила в СНГ. Но с 2000 года было полностью прекращено производство перманганата калия и перекиси водорода, а с октября 2002 - бромистого метила. Долги предприятия составляли около 17 миллионов гривен. После того как предприятие было решено ликвидировать, оно перешло под управление Совета министров Автономной Республики Крым. К 2010 году от химзавода мало что осталось. После 2014 года территорию хотели рекультивировать: более 50 га земли очистить от отходов. Но пока в этом направлении ничего не сделано.
Я часто вспоминаю эту нашу поездку в Крым, работу на заводе, огромные рапные ванны, пахнущие непередаваемым запахом галогенов, себя и брата молодыми и здоровыми, у которых вся жизнь ещё была впереди.