Здание МХАТ имени Горького

В театре ее ноги не было с декабря 2018 года, когда Татьяну Доронину сместили с должности, худруком назначили режиссера Эдуарда Боякова, а Дорониной придумали почетный пост президента. Впрочем, как уверяет Эдуард Бояков, она продолжает внимательно следить за деятельностью творческого коллектива. Народная артистка СССР Татьяна Доронина руководила МХАТ имени Горького с 1987 года, с момента разделения театра на две части. Но "Мы регулярно пишем ей записки, сообщаем о наших премьерах. Держим ее в курсе всего. Она в театре не появляется, ссылается на проблемы со здоровьем. Не видела ни одной нашей премьеры. Мы готовы встретиться с ней в любой момент. Но говорить о том, что Татьяну Доронину вернули на прежнюю должность, мягко говоря, преждевременно. Татьяна Васильевна как была президентом театра, так им и остается, ни на какую другую должность ее не назначали. Просто подготовили новую редакцию устава, и мне предложили заключить новый пятилетний контракт», – сообщил Эдуард Бояков.
Художественный руководитель МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков, его заместитель Захар Прилепин, а также врио директора Олег Михайлов недавно провели встречу с творческим коллективом учреждения. Они рассказали о прошедшей беседе с министром культуры России Ольгой Любимовой и о планах на следующий сезон.
Руководство театра также затронуло тему информационной кампании против МХАТа и сообщило про уголовные дела, возбуждённые после публикаций в социальных сетях, дискредитирующих и обесценивающих достижения МХАТа.
"С декабря мы наблюдаем кампанию, направленную на дискредитацию и обесценивание достижений МХАТ. В информационной войне против театра участвуют также некие «простые зрители и любители МХАТ», которые не только инициируют жалобы и проверки в многочисленных инстанциях, но и порочат репутацию руководства театра в социальных сетях, — заявил врио директора МХАТ Олег Михайлов.
Новая редакция устава, о которой упомянул в ходе обсуждения Эдуард Вячеславович, появилась в результате проверки, которую инициировало в театре Министерство культуры. В ходе этой проверки было выявлено немало нарушений. Новая редакция предполагает существенные изменения в кадровой политике театра. Так, ранее руководство коллективом было возложено на художественного руководителя. Теперь же все главные решения будет принимать директор (на эту должность временно назначен заведующий труппой Олег Михайлов) вместе с президентом Татьяной Дорониной.
А между тем, почитатели отечественной культуры обратили внимание не на кадровые перестановки, а на финансовую сторону вопроса. Как признался Бояков, Татьяна Васильевна уже давно не выходит на сцену. А между тем на сайте Министерства культуры опубликованы зарплаты различных руководителей в этой области. И выяснилось, что Татьяна Доронина продолжает получать из бюджета страны более 531 тысячи рублей ежемесячно. В то время как оклад самого Боякова, исправно исполняющего свои обязанности, составляет около 436 тысяч рублей.
Стоит отметить, что руководители МХАТ имени Горького не являются лидерами по части зарплат. Первую позицию по среднемесячной зарплате занимает худрук Санкт-Петербургской филармонии Юрий Темирканов с доходом в 1,3 миллиона рублей. За ним следует, как утверждает kp.ru, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Ее ежемесячная зарплата достигает миллиона рублей. Гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский с доходом в 987 тысяч рублей занимает в этом списке почетное третье место.
При этом театральные руководители платят актерам массовки и небольших эпизодических ролей – от 8 тысяч рублей. Это связано с тем, что чаще всего их исполнителями являются люди, которые делают только свои первые шаги в творческой карьере и им нужно привыкнуть к сцене и публике.
Выпускники театральных училищ довольствуются месячным содержанием в 10 - 12 тысяч рублей, в том же МХАТе артист, в данный месяц не задействованный в спектакле, может рассчитывать на поощрение в 20 тысяч рублей.
В Москве есть ряд очень приличных театров, в которых актеры играют хорошо и много, но получают весьма скромно. Один из них — «Школа драматического искусства» на Сретенке. Актер этого театра получает 35 тысяч — максимум 50 тысяч.
Во МХАТе имени Горького за спектакль артист получал 30-40 тысяч рублей (приглашенный артист — Александр Домогаров — 100 тысяч за один спектакль «Сцены из супружеской жизни»), а Инга Оболдина — 70 тысяч за спектакль «Парикмахерша»). Артистов в провинции эти цифры шокируют, потому что заслуженный артист в областном театре за весь месяц зарабатывает 30 тысяч рублей.
Следует отметить, согласно исследованию Международной организации труда: "Усиливающийся разрыв в оплате труда ведет к разочарованию работников и их семей вследствие ощущения, что они не получают положенную им часть плодов экономического прогресса. Заработная плата остается одним из ключевых источников благосостояния населения. Безусловно, квалификация работника, сложность, характер выполняемого труда могут обеспечивать дифференциацию в заработной плате, но в то же время не должны способствовать необоснованному разрыву в уровне оплаты труда, который вызывает социальную нестабильность в обществе, увеличивает его поляризацию".
Возможно такая поляризация в оплате труда актёров и способствует нарастанию антагонизма в коллективе, нарушению дисциплины и алкоголизации деятелей культуры.