С Ч А С Т Л И В Ы Й
Это я о моем тесте Николае Акимовиче Ладикове, зятем которого я был 44 года. Для простоты восприятия в дальнейшем повествовании просто — Дед.
Дед родился в далеком 1914 году в селении Чалдовар в Киргизии в семье переселенцев из Саратовской губернии. Его отца я не знал. Он скончался еще в 50-е годы 20 века. А вот маму Деда - Надежду Ильиничну я застал и, более того, её последние 3 года мы жили вместе. Труженицей она была необыкновенной. Весь дом был на ней. До последнего дня, готовя припасы в дорогу, собирала меня в командировки, из которых в 70-е годы прошлого века я не вылезал, мотаясь по всем весям, где были объекты «большой химии».
Фото семьи Ладиковых: Надежда Ильинична, Николай, Аким Иванович. 1928 год. Село Чалдовар.
Семья Ладиковых по меркам конца 20-х годов была зажиточной. Одних лошадей было 7 штук. Много коров и «овец без счета». Рассказы Деда о детстве в Киргизии завораживали своим отличием от жизни большинства людей в Центральной России. С юношества охота в горах, длительные поездки на лошадях протяженностью сотни километров из села Чалдовар до озера Балхаш за рыбой на зиму были обычным делом. Опасаясь разбойников, селяне ехали по бескрайним степям вооруженными и большими обозами.
Расспрашивая бабушку Надежду Ильиничну о жизни в Киргизии, я уразумел, что по ее понятиям Октябрьская революция в село Чалдовар пришла только в 1929 году, когда все имущество семьи было обобщено в коллективном хозяйстве. Я долго не мог этого понять, пока не спросил: баба Надя, а сколько лет было Николаю, когда пришла революция? Бабуля бойко ответила: Да, он большой уже был школу в Кара-Балта заканчивал.
Бабуля и через 50 лет с горестью вспоминала: все отобрали, оставили голые стены. После этого отец Аким Иванович крепко запил, практически перестал работать «за галочку» и семья стала бедствовать. До армии Дед успел закончить строительный техникум и стал работать в Москве на строительстве метро.
В ноябре 1936 году Деда призвали на действительную службу в 24 конноартиллерийский полк 24 кавалерийской дивизии, который располагался в городе Лепель в Белоруссии. Дед с детства был превосходным наездником и по его рассказам не уступал в этом киргизам, признанным конникам. В ноябре 1938 года, отслужив действительную службу, Дед был уволен в запас 1 категории.
Н.А.Ладиков (первый ряд справа) - младший командир 24 конноартиллерийского полка.
С 1938 по 1941 год работа в Метрострое и одновременно учеба в МИСИ. 2 июля 1941 года Дед, несмотря на предоставленную всем метростроевцам бронь, записался добровольцем в 4-ю Московскую стрелковую дивизию народного ополчения и уже 24 июля был на фронте в районе Вязьмы.
Справочно: |
4-я Московская стрелковая дивизия народного ополчения (Куйбышевского района) сформирована 2 июля 1941 года в Москве. В действующей армии с 24 июля 1941 года по 10 апреля 1943 года. 26 сентября 1941 года преобразована в 110-ю стрелковую дивизию. За неделю боевых действий под Наро-Фоминском, продолжавшихся с 13 октября 1941 года по 20 октября 1941 года дивизия потеряла убитыми и ранеными 6 179 человек. |
В январе 1942 года Деда после полугода непрерывных боев направили на офицерские курсы в город Бронницы, которые он и закончил в июне 1942 года.
Н.А.Ладиков. Курсант ускоренных офицерских курсов.
По окончании курсов еще некоторое время Дед находился в резерве, но уже в сентябре 1942 года был назначен начальником разведки 778 артиллерийского полка 247 стрелковой дивизии.
В сентябре 1943 года Дед пошел на повышение его назначают командиром батареи 778 артиллерийского полка.
Справочно: |
778 артиллерийский Краснознамённый полк в составе 247-й стрелковой Рославльской Краснознамённой дивизии прошел боевой героический путь от Москвы до Берлина, сражаясь под Москвой, Смоленском, в Белоруссии, Украине, Польше, Германии. |
29 октября 1943 года в бою под деревней Ленино в Белоруссии Дед был ранен, по его словам, довольно глупо - по пути с батареи в штаб полка неподалеку разорвался снаряд, осколками которого и посекло его тело. К счастью осколки не задели кости, но на шрамы на теле Деда и через десятки лет смотреть было страшно.
Справочно: |
Битва под Ленино — сражение 12—13 октября 1943 года неподалёку от посёлка Ленино (Могилёвская область, БССР) между соединениями Западного Фронта, в состав которого входила 1-я польская пехотная дивизия имени Тадеуша Костюшко, и силами Вермахта. Битва являлась частью Оршанской наступательной операции. Она стала первым сражением польских подразделений на Восточноевропейском театре боевых действий Второй мировой войны. |
Дед неоднократно рассказывал, что он воевал рядом с поляками из 1-ой польской дивизии Зыгмунта Берлинга, которого он видел непосредственно.
По ранению Дед попал в эвакогоспиталь № 2544, находившейся в городе Калуге, где и был на излечении до февраля 1944 года. После выписки из госпиталя Деда для долечивания уволили в запас.
Но уже в марте 1945 года Деда вновь призвали в действующую армию и направили на 3 Белорусский фронт на должность помощника начальника технического отдела 33 отдельной бригады, в составе которой он и дошел до Берлина.
Учитывая, что Дед в совершенстве знал немецкий (на его родине в Киргизии он соседствовал с немцами колонистами, в общении с которыми он и выучил язык) по окончании войны его оставили служить в оккупационных войсках в городе Штральзунд на севере Германии, где он и пробыл до июня 1947 года.
Старший лейтенант Н.А.Ладиков (в центре) с однополчанами в Германии. Штральзунд 1946 год
Удивительно, но за 4 года войны из них почти 3 года на «передке» Дед был награжден только одним орденом Отечественной войны II степени под номером 5908. Учитывая, что орденом Отечественной войны II степени было награждено чуть менее миллиона воинов, то можно утверждать, что Дед получил этот орден одним из первых.
Согласно Наградному листу в начале 1943 года в боях под городом Жиздра Дед уничтожил 4-х немецких солдат, подбил и сжег из противотанкового ружья немецкий танк, повредил еще 2 немецких танка, чем сорвал атаку немцев и способствовал удержанию стратегически важной высоты.
Наградной лист
Командованием части за это подвиг он был представлен к ордену Боевого Красного знамени. Представление было поддержано командующим 16 армией И.Х. Баграмяном, но в штабе фронта почему-то решили, что достаточно и ордена Отечественной войны II степени.
Когда в художественных фильмах Дед видел артистов, игравших младших офицеров с многочисленными орденами на груди, он только посмеивался и говорил - за 5 лет службы офицером я такого «красивого» не встречал. На практике получить высокую награду окопнику, в отличие от штабного, по его мнению, было непросто.
Если посмотреть на наградной лист, то согласование на награждение младшего офицера начиналось с командира артиллерийского дивизиона, затем требовалось согласование полкового командира, командира дивизии, командующего армией и только потом представление утверждалось на уровне Военного совета фронта. Понятно, что для награждения работников штабов на уровне армии такой бюрократии не требовалось.
Дед гордился медалью за оборону Москвы, повторяя, что чудовищнее битвы за столицу осенью 1941 и зимой 1942 годов он впоследствии ничего подобного не видел. Осенью 1941 года молодые, по большей части необстрелянные командиры, кадровые к этому времени были выбиты, кричали только одно слово: «Вперед!». И солдаты повинуюсь команде шли вперед, зачастую на верную гибель.
Медалью «За оборону Москвы» награждались все военнослужащие и вольнонаёмный состав Советской Армии и войск НКВД, участвовавшие в обороне Москвы не менее одного месяца за время с 19 октября 1941 года по 25 января 1942 года. Что такое месяц в окопах в холодное время под непрерывным обстрелом и подумать страшно.
Медаль за оборону Москвы.
После выхода в запас Дед продолжил строительство объектов в Москве. Дослужился до начальника строительного управления №171 ХОЗУ Совмина СССР.
В частности, непосредственно им и под его руководством в Москве и Подмосковье построены: жилые дома на Фрунзенской и Ростовской набережных, улицах Тимура Фрунзе, 1-Бородинской, Б.Каменщики (вместе с детским садом), Несвижском и Ружейном переулках; родильный дом при ЦКБ, поликлиник на Плющихе и у Дорогомиловского рынка; санатории и пансионаты «Бор», «Лесные дали», «Сосны», «Тетьково»; конезавод в Горках; дачи руководителей государства. Трудовой стаж Деда с учетом службы в армии — 66 лет. Работал он до 83 лет, причем, в последние годы консультировал частные строительные фирмы.
Дед прожил 98 лет и до самого конца сохранил светлый разум и потрясающую работоспособность. В свои 83 года, когда мы решили поставить более комфортабельный дом, вместо старого садового домика, он часами трудился на стройке. Его девизом стало: Спать 8 часов остальное на труд - надо дочери хороший дом поставить!
В 96 лет на празднование 65-летия Победы Дед пришел в садик к правнуку, чтобы рассказать детям о Великой отечественной войне.
Ветеран ВОВ Н.А.Ладиков в детском саду на праздновании 65-летия Победы.
Я назвал Деда счастливым не потому, что он среди немногих, если не единиц, кто начал воевать в июле 1941 года на дальних подступах к Москве и закончил в 1945 году в Берлине, а из-за глубокого, редко встречаемого в наше время, уважения и любви к нему жены и дочери.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →