Дом Мельникова, наверное, один из самых известных памятников советского авангарда. Построили его на Арбате в конце 20-х годов по проекту Константина Мельникова. Трехэтажный особняк считается вершиной творчества архитектора.
Реставрация начнется уже в этом году и будет продолжаться ближайшие четыре года. Реставрация будет научная и многоэтапная, как обещает застройщик, финансирующий работы по спасению архитектурного шедевра,
В этом году завершат первый этап: всестороннее обследование и подготовку проекта реставрации, на основе которого с 2022 до 2024 года будут проводить все необходимые реставрационные работы.
«Будут сохранены и укреплены авторские межэтажные конструкции-мембраны, отреставрированы оригинальные деревянные рамы 63 шестиугольных окон и гигантского витражного окна, восстановлена первоначальная система воздушного отопления здания, исследованы и сохранены цветовые решения архитектора-авангардиста», — сказано в пресс-релизе застройшика.
Причем за реставрацией собирается следить не только Музей архитектуры, в ведении которого находится дом Мельникова, но и Минкульт, а самой реставрацией займется известное бюро «Рождественка».
Реставрацию дома Мельникова нужно было делать уже давно: в последние лет десять памятник архитектуры просто разваливался на куски, но о спасении дома не могли договориться: часть здания принадлежала государству, а часть была в собственности наследников, каждый из которых имел свое мнение по поводу дальнейшей судьбы памятника.
Почему государство теперь решило провести реставрацию, объяснил замдиректора Музея архитектуры Щусева Павел Кузнецов: «Мосгорнаследие сочло, что единственный ныне легальный собственник дома Российская Федерация, и ее представитель – музей – отвечает за сохранность памятника, несмотря на то, что обладает лишь его половиной. Поэтому суды не будут мешать проведению противоаварийных работ в силу того, что охранное обязательство выписано музею на весь дом. Впоследствии, когда начнется серьезная научная реставрация и собственник второй половины будет установлен, расходы будут делиться между собственниками пополам. Вот почему есть ощущение, что наследники не спешат оформлять свою собственность потому, что им придется участвовать в софинансировании реставрации, весьма и весьма дорогостоящей
Внутрение интерьеры дома Константина Мельникова
Виктор Мельников сын архитектора Константина Мельникова несколько раз пытался решить вопрос о создании в доме музея. Он умер в 2006 году, завещав дом Российской Федерации именно при условии создания Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых, сохранения мемориальной обстановки, выделении дополнительного помещения рядом с домом Мельникова. Но это завещание не учитывало прав его родной сестры. Отношения между братом и сестрой были довольно напряженными, как и отношения Виктора Мельникова с одной из дочерей. В результате для исполнения воли хранителя оказалось недостаточно завещания, где обойдены наследники первой очереди. А наследниками оказались трое внуков создателя дома архитектора Константина Мельникова, права которых пытался нарушить Виктор Мельников.
Российской Федерации принадлежит право собственности на 1/2 дома Мельникова. Но сам дом, поскольку является объектом культурного наследия, с марта 2014 года — федерального значения, признан неделимым. Государство должно выплатить наследникам компенсацию. Роскомимущество передало оперативное управление Музею архитектуры имени А.В. Щусева. В феврале этого года создан Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых как филиал Музея архитектуры.
Государство по своему решило распорядиться собственностью физических лиц. Вот как описывается выселение наследников в соцсетях на странице «Дом Мельникова»: «Дом сейчас в ведении Музея архитектуры. Наследники — две дочери Виктора Мельникова, внучки архитектора живы. Екатерина Викторовна, которую выставили за дверь, живет одна, ее муж умер вскоре после известных событий (собственно, он и был в доме, когда их выселяли). Личные вещи, изъятые из дома, им не вернули. Равно как и деньги, найденные в ходе экспроприации». Причем выселение осуществляли сотрудники ЧОП, а не судебные приставы, как это положено по закону.
Теперь посетители смогут посмотреть на здание изнутри уже после окончания работ — в 2024 году.