Александр Дятлов (aborigenarbata) wrote,
Александр Дятлов
aborigenarbata

Categories:

Искусство в массы

В ноябре 2011 года, в музее немецкого города Дортмунд уборщица уничтожила произведение современного искусства, застрахованное на 800 тысяч евро. Произведение под названием «Когда начинает капать с потолка» представляло собой таз, содержащий как бы осадок от капавшего с потолка. Уборщица увидела грязный таз и тщательно вытерла его, тем самым совершив один из самых мощных актов вандализма в истории современного искусства.
В феврале 2014-го года история повторилась в Италии. В музее города Бари уборщица выбросила пару экспонатов из мятой бумаги, а также смела со стола крошки печенья, которые, как потом выяснилось, были частью инсталляции стоимостью в 10 тысяч евро.
И вот история повторилась в третий раз.
И снова в Италии. В городе Больцано уборщица музея увидела инсталляцию «Где мы будем танцевать сегодня вечером?», представляющую собой разбросанные по полу бутылки из под шампанского, окурки и конфетти. И, разумеется, выбросила всё это из помещения.

Да, ладно уборщицы. Им положено прибираться, чистить и мыть. А вот когда бронзовые статуи греков переплавляли, старые фрески новоделом покрывали, в "Тайной вечере" Леонардо да Винчи дверь прорубали, иконы и цековные книги сотнями тысяч уничтожали и ещё тысячи и тычячи варварских поступков делали, о чём думали.
Вся история человечества состоит из варварства. Сначала уничтожить а потом через 300-500 лет обнаружить, что это шедевры. Разумеется это не относится к уродливым инсталляциям, но вспомните недавнее уничтожение древних произведений искусства в Пальмире или в Афганистане, да зачем так далеко ходить, когда во времена советской власти было разрушены десятки тысяч храмов и церквей.
В 1914 году на территории Российской империи насчитывалось около 54 000 храмов, 25 000 часовен, 1025 монастырей. В 1987 году в СССР оставалось 6893 православных храма и 15 монастырей. И это просто числа. Страшно задуматься о том, сколько за этим стоит репрессированных и расстрелянных священнослужителей, оскверненных алтарей, сожженных икон, переплавленных колоколов.
Зато теперешние коммунисты как Иваны не помнящие родства с ВКП(б) и КПСС всем шалманом посещают храмы и совершают семь таниств православной церкви, а ее руководитель Зюганов полагает себя православным.
В старой Москве были всего две церкви во имя Ржевской иконы Божией Матери – на Пречистенском (Гоголевском) бульваре и на Поварской улице. Ни одна из них не дожила до нашего времени – обе были разрушены при большевиках.
Ржевскую церковь на Поварской (тогда улица Воровского) помню, так как жил рядом в Борисоглебском переулке.

Дед Ефим из разрушенных арбатских храмов собрал целый сундук икон, который мы неразумно оставили, когда в 1960 году уезжали с Арбата в Мневники.
Осталась одна икона Христос в багрянце, которую я упросил взять с собой при переезде на новую квартиру.

Ржевская церковь на Поварской была устроена на месте встречи иконы или близ него – из монастыря икону несли навстречу толпившимся москвичам, и где-то здесь, вероятно, состоялось ее «сретение». Есть свидетельства, что этот храм был выстроен по приказу Ивана Грозного. Он стоял на углу Поварской и Большого Ржевского переулка, названного в его честь.
Церковь была выстроена как приходская в дворцовой слободе работников, обслуживавших царскую кухню и стол.
В первой половине XIX века церковь ненадолго стала приходским храмом М.Ю.Лермонтова. В 1829 году его бабушка, Е.А.Арсеньева сняла здесь, на Малой Молчановке, дом, где, кстати, прежде жил молодой С.Т.Аксаков. Лермонтов прожил в этом доме до 1832 года, пока учился в Московском университете. Известно, что он часто бывал с бабушкой в этом храме и исповедовался в нем Великим постом, о чем была оставлена запись в церковных книгах. Интересно, что одна из таких записей позволила ученым точно установить возраст Е.А.Арсеньевой.
Память о Лермонтове не помогла сохранить эту церковь. С 1926 года в уже ограбленном храме стали служить монахи с упраздненного Валаамского подворья на 1-й Тверской-Ямской. К церкви же подбирались еще в 1938 году, снос был приостановлен войной.
В моем детстве уже после войны в 1952 году на моих глазах пришёл конец храму. Теперь на его месте "сталинское" здание Верховного Суда по проекту архитектора В.П.Лейбо.
Может и правосудие у нас такое, что храмы правосудия возведены на месте разрушенных православных храмов.
Tags: Искусство
Subscribe

  • Старость - это маразм

    Старость это маразм, скудоумие, рассеянность, растерянность и тревога. Это я понял за последние два дня. Вчера в прекрасный день мы поехали на дачу,…

  • К маразму следует подходить ответственно

    Обнаружил, что с дебетовой карточки, которую я использую для покупок в продовольственных магазинах, в последние дни помимо моих трат постоянно…

  • Для тех, кому за 70

    Дневная сонливость оказалась признаком страшной болезни Американские учёные выявили связь между дневной сонливостью и болезнью Альцгеймера.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments

  • Старость - это маразм

    Старость это маразм, скудоумие, рассеянность, растерянность и тревога. Это я понял за последние два дня. Вчера в прекрасный день мы поехали на дачу,…

  • К маразму следует подходить ответственно

    Обнаружил, что с дебетовой карточки, которую я использую для покупок в продовольственных магазинах, в последние дни помимо моих трат постоянно…

  • Для тех, кому за 70

    Дневная сонливость оказалась признаком страшной болезни Американские учёные выявили связь между дневной сонливостью и болезнью Альцгеймера.…