
В 1981 году советская подводная лодка села на мель на южном побережье Швеции, всего в 10 километрах от шведской военно-морской базы. СССР утверждал, что подлодка была вынуждена войти на шведскую территорию из-за серьезного бедствия, а затем из-за навигационных ошибок. Швеция же не верила в это и рассматривала событие как доказательство того, что Советский Союз проникал в их воды. Внутри той подлодки шведы с помощью гамма-спектроскопии обнаружили уран-235 — компонент ядерного оружия — и испугались.
После возвращения подлодки в родные воды, шведы остались начеку и стали пристально следить за своими водами с помощью подлодок и других судов. Именно тогда скандинавы начали улавливать странные сигналы. Их приняли за следы советских подлодок и начали преследовать. За одним из источников сигнала шведская морская эскадрилья гонялась целый месяц, но найти его так и не смогла.
Так продолжалось более десяти лет. Каждый раз, когда шведы улавливали акустический сигнал и начинали искать его источник, то не находили ровным счетом ничего. Правительство страны не понимало, почему после окончания холодной войны Россия продолжает провоцировать их.
В 1996 году Магнус Уолберг, профессор Университета Южной Дании решил провести исследование, чтобы выяснить природу этих сигналов. По словам ученого, звук был похож на тот, что мы слышим при жарке бекона, будто множество пузырьков воздуха выходят где-то в толще воды. В результате исследований ученые выяснили, что источником сигнала является сельдь. А точнее, ее плавательный пузырь. У этой рыбы плавательный пузырь соединен с анальным отверстием, благодаря чему она может выпускать воздух с помощью флатуленции — пуканья.
Сельдь обычно перемещается большими косяками, и когда рыбу что-то пугает — например, атака голодных акул, при этом множество рыб могут выделять сразу большое количество газа. Самый большой из известных рыбный косяк образовали сельди. В нём насчитывалось около 3.000.000.000 особей. Можно представить себе объём газа одновременно выпускаемого испуганной селёдкой.
Именно эти звуки скорее всего и слышали шведские ВМС.
Шведов понять можно, жизнеобеспечение деятельности экипажа подводной лодки до недавнего времени включало удаление углекислого газа в забортную воду, что является наиболее простым способом отвода диоксида углерода из отсеков подводной лодки. А различить пукание сельди от сброса газов в морскую воду непосредственно с субмарины довольно сложная задача для акустиков, пузырьки они и есть пузырки.