Лайнеры превратились в очаги инфекции, а потом - в плавучие тюрьмы для пассажиров и команд.
Мы помним запрет судам с больными пассажирами на борту входить в гавани прибрежных городов.
Сложно представить туристов, которые захотят в них отдохнуть, пока коронавирус еще ходит по миру. Еще сложнее будет найти компанию, которая решится взять на себя юридические риски возможного заражения гостей, а простой пассажирского флота приносит огромные убытки.
Лайнеры требуют огромных средств на содержание, поэтому их владельцам приходится избавляться от кораблей, находящимся еще в рабочем состоянии. И хотя в Европе некоторые операции круизных судов уже разрешены, в Северной Америке действует почти полный запрет. Совсем недавно Центр по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) продлил запрет на отправку круизных лайнеров в США до 31 октября.
К началу мая вокруг Флориды, Багамских и Карибских островов на якорях стояли 74 круизных судна с 57 000 членов экипажа. Они сбились в группы, которые хорошо видны на спутниковых снимках. Десятки тысяч моряков маются в других точках мира. На этих судах была проведена консервация оборудования и кают, а экипажи сократили по минимуму - оставили только тех, кто нужен для поддержания лайнеров в нормальном рабочем состоянии.
Постройка самых больших и современных круизных лайнеров когда-то стоила заказчикам до $1 миллиарда. В этом году цену таких судов формирует рынок металлолома.
Что будет с этими махинами по 10-15 палуб, когда круизные компании обанкротятся, перестанут оплачивать топливо и работу экипажа? Еще недавно никто не знал.
Теперь стало известно. Десятки великолепных новых круизных лайнеров с огромными бассейнами и полями для гольфа из США, Великобритании, Италии (все они в исправном состоянии) оказываются на турецких кладбищах кораблей, которые специализируются на разборке судов. Чтобы полностью демонтировать одного гиганта потребуется до 6 месяцев.
Так, в минувшую пятницу в доках Алиаги, города на западном побережье Турции, пять крупных круизных лайнеров разбирают на металлолом, поскольку операторы круизов сокращают размер флота. Ожидается, что в ближайшее время в Алиагу прибудут еще три лайнера.
И вот вирус, видимый только в электронный микроскоп высокого разрешения, за необычайно короткий срок «сожрал» целые отрасли по судостроению и круизному туризму.