Сегодня на прилавках Москвы много мандаринов из Абхазии, но не так много людей знают как этот цитрус прижился на Черноморском побережье, полагая, что мандарины появились в этой республике с приходом советской власти.
При нашем доме в Сухуми был небольшой участок, на котором, наряду, с персиками, деревьями айвы, виноградом, было и несколько деревьев мандаринов.

Студентом, прилетая на ноябрьские праздники к маме, я как раз успевал к сбору этого цитруса. Я и брат Джамал как раз на ноябрьские праздники.

Родиной этого всеми любимого фрукта является Северная Индия. В предгорьях Гималаев и сейчас процветают мандариновые плантации. Из Индии этот плод проник в Китай, и долгое время произрастал только в императорском саду. Своё название мандарины получили именно в Китае. В XVI веке благодаря крестоносцам эти фрукты попали в Европу и стали выращиваться по всему Средиземноморью.
Отцом абхазских мандариновых садов стал ярославский купец Игумнов. Он владел рядом доходных предприятий, в том числе золотыми приисками в Сибири.
Николай Васильевич Игумнов

Владелец особняка в Москве, известного в настоящее время как Дом Игумнова. Сегодня в этом доме находится французское посольство. Однако публичная жизнь Николая Васильевича привела к уголовному преследованию. В итоге, власти решили дом его конфисковать, а самого купца сослать в абхазский поселок Алахадзы.
Дом Игумнова на Якиманке.

С 1901 года, будучи сосланным Николаем II в Абхазию Николай Васильевич поселился в абхазском посёлке Алахадзы.
Не было тогда в Абхазии ни курортов, ни пляжей, а были болота и комары. Но опальный предприниматель не унывал. Он высадил на этой земле саженцы эвкалипта и болотного кипариса: пород, которые вскоре вытянули из почвы лишнюю влагу. Одновременно организовал рыболовецкое предприятие: пригласил рыбаков, выстроив для них довольно комфортное жильё. Вскоре заработал и начал приносить прибыль консервный завод. Когда болотистые земли стали приобретать вид, приемлемый для использования, из Ярославля был доставлен местный племенной скот.
Затем Николай Игумнов увлёкся садоводством, которое в тёплом черноморском климате имело хорошие перспективы. С Кубани завезли чернозём, на обновлённой земле были высажены плантации манго, киви, табака и мандаринов.
Посадочный материал Игумнов закупил в Турции. Таким образом Абхазия обрела свои знаменитые мандариновые плантации, которые обеспечили многим семьям благосостояние на долгие годы.

После революции Игумнов отправил семью во Францию, а сам остался и добровольно передал свою собственность в дар советской власти. Его бывшее поместье получило пышное название «Цитрусовый совхоз имени Третьего Интернационала». Бывший владелец работал здесь простым агрономом вплоть до своей смерти в 1924 году.
В Абхазии была недавно обновлена гранитная плита на могиле Игумнова в селе Алахадзы, который столь много сделал для этого края. Надпись на плите гласит: «Игумнов Николай Васильевич, русский купец первой гильдии, обустроил посёлок Алахадзы. 1855-1924. От благодарных потомков».
По материалам абхазских источников.