Старые вещи. Часть Х. Шкатулка тёти Шуры Соколовой.
Многие из нас смотрели и помнят фильм «Член Правительства», но лишь некоторые знают, что Вера Марецкая воплотила на экране судьбу простой крестьянки Александры Яковлевны Соколовой.
Александра Соколова или как её называли знакомые - тетя Шура родилась в деревне Мицеево Калязинского района, расположенной на самом берегу Волги. Сегодня этой деревни нет на карте, наряду с сотнями других она находится на дне Углического водохранилища.
Колокольня Никольского храма - памятник сотням деревень, находящихся на дне Углического водохранилища.
Девичья фамилия тети Шуры - Кaшицынa, происхождение которой она объясняла довольно своеобразно: «Предки любили кашу лопать». Все в роду Кашицыных были огромного роста и силы. Тетя Шура была рослой и дородной женщиной. Ее отец - Яков Логинович много лет прослужил в армии, в прославленном Преображенском полку, куда малорослых и на пушечный выстрел не допускали.
Я познакомился с тетей Шурой, где-то в году 1952, когда ее племянник Юрий Гусев вернулся из армии и женился на родной сестре женщины, взявшей на себя заботы о моем воспитании после отъезда мамы в Абхазию. Моя воспитательница Анна Егоровна Виноградова, как и тетя Шура, была уроженкой одной из деревень Калязинского района. Впоследствии ее родня перебралась из деревни Кулигино в город Калязин, где и жила Александра Соколова.
Дом Гусевых в Калязине, в котором и проходили мои нечастые встречи с Александрой Соколовой.
Карьера тети Шуры пошла в гору, когда она, будучи председателем Мицеевского сельского совета, попала на встречу передовиков с Всероссийским старостой М.И.Калининым в один из его приездов на малую родину в село Верхняя Троица Кашинского района. С большой вероятностью можно предположить, что Михаил Иванович был так потрясен статью этой женщины и ее деловой хваткой, что предложил избрать тётю Шуру делегатом на сессию Центрального Исполнительного Комитета СССР, (ЦИК СССР) — высшего органа государственной власти СССР в 1922—1938 годах.
И закрутилось.
В перерывах между заседаниями к Александре Яковлевне подходили: писатель Горький, маршал Буденный, другие военачальники, которым она с крестьянской простотой повествовала о своей жизни.
Семен Миxaйлoвич Буденный засыпал Александру Яковлевну вопросами о поставках колхозами Калязинского района лошадей для нужд армии.
Максим Горький подробно расспрашивал о сегодняшней и прошлой жизни тёти Шуры. Особенно его потряс рассказ Александры, как она наравне с мужиками, работая на кулака, таскала многопудовые мешки. Горький не забыл Соколову и по окончании сессии ЦИК направил в Мицеево сотрудника журнала «Наши достижения», который выходил под его редакцией. Так о Соколовой появились очерки в столичной печати. Затем в Мицееве приехала писатель Екатерина Виноградская для подготовки сценария к фильму «Член правительства».
Я тётю Шуру понапрасну о жизни не расспрашивал. Фактура Соколовой не располагала для доверительного разговора и я её побаивался.
А вот племянник Александры Яковлевны и мой большой друг Юрий Александрович Гусев во время традиционной рыбалки на леща на Волге на вопросы о бытие тетки отвечал охотно. Из его рассказов выходило, что мироеды-кулаки в Александру не стреляли, а ее муж Павел Евграфович Соколов был знатным подкаблучником и, в отличие от экранного мужа, роль которого исполнял артист Василий Ванин, не только руки на нее не поднимал, но и голос тоже. Я застал в живых Павла Евграфовича - невысокого и очень тихого человека, едва достававшего до уха своей статной супруги.
Уже после кончины в 1977 году тёти Шуры я приехал в Калязин и как всегда остановился в доме Гусевых. Стали готовить снаряжение для рыбалки. Юрий Александрович во время ремонта лодочного мотора пододвинул к себе старинную металлическую шкатулку, в которой лежали метчики, сверла, плашки и другие мелкие метизы. При моем вопросе - откуда эта вещица? - Юрий ответил, что шкатулка ему досталась от тётки, которая недавно скончалась. Я уже знал, что единственный сын тёти Шуры Анатолий недавно погиб, работая на шахте в Норильске, и её нехитрое наследство отошло к племяннику. Я не смог удержаться и конечно выпросил эту шкатулку.
Шкатулка Александры Яковлевны Соколовой.
Замок шкатулки исправен и открывается интересным ключом.
С тех пор прошло много лет. В живых уже нет Юрия Александровича, его верной супруги Лидии Егоровны, моей воспитательницы Анны Егоровны, которая иначе как «мучитель» меня и не кликала.
Но прекрасное вчера не отпускает, и мы при малейшей возможности стараемся попасть в Калязин, чтобы побывать на дорогих могилах.