Александр Дятлов (aborigenarbata) wrote,
Александр Дятлов
aborigenarbata

Прошедшее

МОСКВА-ПАРИЖ

В 1981 году с невиданным ажиотажем среди москвичей открылась выставка «Москва-Париж».
Эта выставка стала подлинным открытием не только для так называемых простых зрителей, но отчасти и для профессионалов, поскольку множество работ (особенно из советских музейных запасников) никогда не выставлялись, часто никогда не воспроизводились и в течение десятилетий загонялись в подполье. Посетителей опьяняла сама возможность открыто, не боясь, с достоинством рассматривать шедевры первых тридцати лет ХХ века.
Матисс, Пикассо, Майоль, Брак, Форе, Певзнер, Габо, Сутин, Кокто, Сандос соседствовали с российскими работами Малевича, Кандинского, Филонова, Фалька, Ларионова, Гончарова, Татлина, Шагала, Архипенко, Шаршуна.
Наши вожди, начиная от Никиты Сергеевича Хрущева, всегда считали, что они не только великие политики, но и большие знатоки искусства. А вот Леонид Ильич Брежнев был более лоялен и при оценке произведений искусства полагался на мнение своих приближенных. Так или иначе, но при нем реабилитирован "абстракционизм". Сегодня трудно с уверенностью говорить, кто первый из вождей СССР начал руководить искусством в стране, но эти попытки закончились настоящим гонением талантливых творческих людей. Поэтов и писателей запрещали, даже высылали из страны, изымая их книги из библиотек. Издательства отворачивались от неугодных имен. Произведения уходили в подполье. Аналогичная картина наблюдалась и в изобразительном искусстве. То, что сегодня признано шедеврами и оценивается в миллионы долларов на аукционах, предавалось искусственному забвению, а само понятие жанра «абстракционизм», вовсе искусством не считалось. Ситуация начала меняться после совместной международной выставки "Москва - Париж", на которой побывал и лидер СССР Брежнев.


Тогда, как признавалась позже директор музея им. А.С.Пушнина - И.Антонова, люди шли не столько на французское, сколько на русское искусство, которое они никогда не видели: картины Малевича, Кандинского, Шагала.
Именно при Л.И.Брежневе с 19 по 26 февраля 1975 года на ВДНХ в павильоне «Пчеловодство» прошла официально разрешённая «мини» выставка из работ 20 художников-авангардистов, которая, впрочем, не вызвала особого ажиотажа, так же как и выставка в ЦДРИ. В эти годы был официально утвержден  Московский объединенный комитет профсоюза художников-графиков, и художникам была выделена часть подвала в доме на Малой Грузинской 28, которая служила им и офисом и выставочным залом. Живописцы начали готовиться к своей первой серьёзной выставке — смотру новой «Секции живописи». Она с успехом прошла с декабря 1977 года по февраль 1978.
Мне повезло выиграть в лотерею, организованную профсоюзным комитетом нашего института, билет на выставку «Москва-Париж».


Следует честно признаться, что особого впечатления произведения "модернистов" на меня не произвели. Как и тогда, почти сорок лет назад, так и сегодня мне недоступно искусство новых форм, на мой взгляд, в нём преобладает некоторое озорство, стремление автора посмеяться, показать себя выше несмышленого зрителя, т. е. унизить его. Но разумеется я ничуть не жалею, что посетил эту выставку, на которой было представлено множество художественных шедевров.
Tags: Выставки. Живопись
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments