Александр Дятлов (aborigenarbata) wrote,
Александр Дятлов
aborigenarbata

Здесь русский дух, здесь Русью пахнет

Кто-кто в теремочке живет?

Все дома на Руси традиционно строили из дерева. Позднее, уже в ХVI-ХVII веках, стали использовать камень. Именно в деревянной архитектуре русские зодчие выработали то разумное сочетание красоты и пользы, которое перешло затем в сооружения из камня, причем форма и конструкция каменных домов были такими же, как у деревянных строений.
Свойства дерева, как строительного материала во многом обусловили особую форму деревянных сооружений. На стены изб шли просмоленные на корню сосна и лиственница, из легкой ели устраивали кровлю. И только там, где эти породы были редки, использовали для стен крепкий тяжелый дуб, либо березу.
Да и дерево рубили не всякое, с разбором, с подготовкой. Загодя высматривали подходящую сосну и делали топором затесы (ласы) — снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем, еще лет на пять оставляли сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. И вот по стылой осени, пока день еще не начал удлиняться, а земля и деревья еще спят, рубили эту просмоленную сосну. Позже рубить нельзя — гнить начнет. Осину же, и вообще лиственный лес, наоборот, заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость.
Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Топор, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае применяли деревянные костыли.
Самым надежным, теплым, считалось скрепление бревен «в обло», при котором концы бревен немного выходили за пределы стены. Еще в начале XX в. говорили: «рубить избу в оболонь», если хотели подчеркнуть, что внутри избы бревна стен не стесываются. Однако, чаще снаружи бревна оставались круглыми, тогда как внутри избы обтесывались до плоскости — «выскабливались в лас» (ласом называли гладкую полосу). Теперь такое бревно — круглое снаружи и плоское внутри называется «лафет».
Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Тем же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой.
Резчиков и плотников на Руси всегда было много, и для них не составляло большого труда вырезать сложнейший растительный орнамент или воспроизвести сцену из языческой мифологии. Крыши украшали резными полотенцами, петушками, коньками.
Терем (от греч. кров, жилище) верхний жилой ярус древнерусских хором или палат, сооружавшийся над горницей, или отдельно стоящая высокая жилая постройка на подклете. К терему всегда применялся эпитет «высокий».
Русский терем – особое, уникальное явление многовековой народной культуры.
В фольклоре и литературе слово терем часто обозначало богатый дом. В былинах и сказках в высоких теремах жили русские красавицы.
В старину терем, возвышавшийся над домом, было принято богато украшать. Крышу иногда покрывали настоящей позолотой. Отсюда и название златоверхий терем.
Вокруг теремов устраивали гульбища — парапеты и балконы, огороженные перилами или решетками.
Искусство рубки теремов не умерло, оно замерло на десятилетия, дожидаясь своего часа. Сегодня много желающих пожить в тереме, возведенном по традиционной технологии.


Не отстают от состоятельных людей и селяне, строя небывалые, красочные русские избы.

Жить в деревянном доме полезно и экологично. В деревянных домах поддерживается влажность воздуха, независящая от того, какая погода на улице, и которая считается наиболее оптимальной для человека. У проживающих в деревянном доме нормализуется артериальное давление, улучшается сон, сглаживаются негативные последствия стрессов, повышается общий тонус организма и работоспособность. Древесина благотворно влияет на человеческую психику. Зайдя внутрь деревянного дома, сразу повышается настроение от теплого янтарного цвета древесины.
Наверное, поэтому не одно поколение жителей крупных городов, проживающих в каменных клетках, так стремится летом на дачу.
Tags: Возрожденное искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments