
В русском языке слово «пост» имеет несколько значений. Это и предписанное религией воздержание от еды, питья и развлечений; это же и некое важное занимаемое место. «Он занимает ответственный пост», говорим мы о важной «шишке». Если речь идет о военном быте, о котором говорится «пост сдал – пост принял», то этот пост бывает «охраняемый». На этом посту стоит часовой, чье внутренне состояние наводит на мысль о посте религиозном. Религиозный пост требует от человека внутренней собранности, и в этом его схожесть с заступлением на пост вооруженного военнослужащего. «Не зевать, не расслабляться, руководствоваться уставом, быть начеку», - таковы вкратце требования к часовому, выраженные несколько эмоциональным языком. Точно так же звучит часть требований и к человеку, соблюдающему религиозный пост. Итак, эта омонимия далеко не случайна и глубокомысленна. Военный пост «сдают» и «принимают», церковный – «держат» и «соблюдают», но тот и другой – «хранят». Человек в обоих случаях сосредотачивается на поставленной задаче. В обоих случаях он должен понимать, что занят делом большой, если не сказать – чрезвычайной – важности.
В посту нужно молиться. Сам по себе пост без усиленных молитв ниспадает до некоторой диеты, достоинство которой уже потому невелико, что соблюдается диета ради себя, а пост, как жертва, приносится Богу.
Пост – явление универсальное. Вы не найдете в истории человечества ни одной серьезной культуры, где ради высших целей лучшие люди не брали бы на себя труд воздержания, временного или постоянного. Вы не найдете такой культуры, где восхвалялось бы обжорство, лень, праздность, и при этом совершались бы великие открытия и свершения в области духа.
Источник: Протоиерей Андрей Ткачев http://www.pravoslavie.ru/60179.html
=======================================================================
За свою жизнь я только дважды сподобился соблюсти пост в соответствии с канонами православия. Первый пост прошёл довольно легко, а вот после второго оказался в больнице.
Как и полагается в Великий четверг - сухоядение, в Великую пятницу питался водой, а в субботу на голодный желудок отстоял утреню службу, исповедовался, принял причастие, приложился к Плащанице и вернулся домой с надеждой пойти на Пасхальную службу вечером.
И угораздило меня соорудить постный салат из помидор, огурцов с черным хлебом. Буквально через тридцать минут после приема пищи меня скрутило так, что Божьего света не видел. Супруга вызвала скорую и меня госпитализировали с жестоким приступом холецистита.
Вспоминаю выражения лица врачей, когда я им рассказал, что предшествовало приступу, самое безвредное читалось как: «А дядя не совсем в разуме».
Да, я и теперь стараюсь соблюдать каноны поведения во время поста, но в отношении пищи - не такие жесткие как ранее.