Александр Дятлов (aborigenarbata) wrote,
Александр Дятлов
aborigenarbata

Лампада

Самое первое, что я помню по жизни — это горящая лампада над моей детской кроваткой. В квартире деда в Борисоглебском переулке было множество икон, большинство из которых он спас от надругательства в тридцатые годы прошлого века, принеся их домой из разрушаемых Московских храмов. Иконы занимали целую стену, были и в киотах, один из которых был фарфоровым, и без оных. Лампада перед иконами горела постоянно. Проснешься ночью, лампадка горит, и совсем не страшно. Кроватку под иконы поставили по рекомендации деда в целях вспоможения Всевышнего. Шел 1945 год, в Москве была карточная система, и, по рассказам старших, было довольно голодно, детки часто болели и не все справлялись с хворью. В начале 50-х годов отчетливо помню прощание с двумя ровесниками, умершими в дошкольном возрасте.
При переезде в 1960 году с Борисоглебского переулка в район Нижние Мнёвники, большинство икон так и остались висеть на стене. С собой взяли малую толику. На сегодняшний день из всех икон деда сохранилась только одна — Христос в багрянице.



Теперь вот внук на даче просит: «Дед, ты лампаду не гаси на ночь, так хорошо с ней». В Москве же лампаду зажигаю только по двунадесятым праздникам и в дни поминания усопших предков. Причина банальная — коптятся потолки. Правда, сегодня продается лампадное масло, по заверению производителей, не дающее копоти, которым я и пользуюсь.
На даче два «красных угла».
Один в спальне. Лампады, освещая образы, придают особый уют в доме.




Другой в столовой.




Из собственного опыта знаю, что всё, связанное с иконами, необычно.
Лет двадцать пять назад - это когда в Москве на ВДНХ стали проходить первые ярмарки по продаже икон, мне приглянулась икона редкого сюжета - Азовской Божией Матери, написанная в память о русско-турецкой войне на Азовском море 1735 – 1739 годов.




Бытует версия о написании этой иконы в память явления Богородицы во время осады Азова и её заступничества за казаков, стоявших под городом. По другой версии, почитание Азовской иконы начинается ещё при царевне Софии Алексеевне, со времени первого похода к Азову в 1686 году под предводительством князя Василия Голицына. Празднование Азовской иконы Божией Матери приходится на 10 сентября (28 августа по старому стилю).
Икона не тот товар, по которому можно торговаться, а уверенности, что я обладаю необходимой суммой, не было. Вывернув все карманы, и, посчитав всю наличность до копейки, я с удивлением обнаружил, что денег ровно столько, сколько стоит икона. Средств не оставалось даже на проезд в метро, но разве можно думать о таком пустяке, когда такая чудесная икона твоя.
В вестибюле метро ВДНХ я подошел к контролеру и, глядя ей в глаза, сказал: «Извините, но денег нет, на все купил икону». В ответ услышал: «Проходите».

Несколько лет спустя, в церковной лавке Зачатьевского монастыря, мне приглянулась икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Нет, не подумайте, по мнению моей дорогой супруги, я не настолько злоупотреблял алкоголем, чтобы просить Богородицу избавить от этой напасти, но и, конечно, не был абсолютным трезвенником. Просто икона мне понравилась необычайно тонким профессиональным письмом.



Цена иконы была значительная, и таких денег при себе не было. Зачатьевский монастырь находится неподалеку от дома, и я припустился, чуть ли не бегом, за деньгами. На путь до дома и обратно у меня ушло не более получаса, и всю эту дорогу меня не покидала мысль: «А вдруг ее уже купили». Я так спешил, что изначально даже не подумал обратиться к продавщице с просьбой придержать эту икону. Я вообще ей ничего не сказал про свое намерение купить икону. Рассмотрел внимательно лик и побежал.
И вот, я в лавке. К счастью, икона была на месте. Протягивая деньги продавщице, и показывая рукой на образ, сказал: «Сестра, пожалуйста, упакуйте икону «Неупиваемая чаша», я её покупаю». Её ответ ввел меня в ступор: «Это образец, икона не продается!». Я стал деликатно возражать, мол на иконе есть ценник, нет надписи, что это образец, что я бегал специально за деньгами домой, а затем, не иначе Господь меня надоумил, добавил: «Сестра, я конченый алкоголик, чувствую, что молитва перед этой иконой мне поможет спастись». Продавщица довольно странно посмотрела на меня, как бы в поиске присущих признаков алкоголизма на моем лице, потом достала сотовый телефон и куда-то позвонила, сказав, примерно следующее: «Матушка, вот тут один алкоголик просит продать икону «Неупиваемая чаша», с которой я позабыла снять ценник, что делать?». И далее: «Нет, матушка, деньги он отдает полностью сразу и обещает перед ней молиться!» По-видимому, матушка засомневалась, откуда у алкоголика может быть столь значимая сумма. Выслушав еще какие-то указания и спрятав в карман телефон, продавщица сказала: «Ладно уговорили», и взялась заворачивать покупку в тонкую бумагу перед тем, как положить её в коробку. Окрыленный покупкой, с гордо поднятой головой я не спеша пошел к дому.

Мне давно хотелось приобрести писанную икону святителя Николая архиепископа Мир Ликийского. Понравившаяся икона продавалась в церковной лавке в подземном переходе через улицу Новый Арбат в районе Арбатской площади, но её стоимость казалась запредельной.



И вот однажды в счастливый день, пользуясь этим переходом, я по обыкновению остановился около лавки с грустью посмотрел на икону и в раз обомлел — её цена была в два раза меньше, чем несколько дней назад. «Что, неужели попортили икону, снизив цену аж в два раза?» - спросил я продавщицу. «Ничего не попортили» - ответила она и продолжила: «Выселяют нас, дали три дня на завершение дел. Вот батюшка-настоятель и решил продать иконы подешевле, не везти же их обратно. Храм, от которого мы торгуем, находится неблизко от Москвы, а там кто их купит, денег-то у населения нет».
Так я стал обладателем иконы, о которой мечтал.

А эту икону мне подарила Ирина из поездки в Киев, зная мою любовь к образу Казанской Божией Матери. Икона выполнена в виде овала.



Из всех, находящихся дома икон, только эта имеет сертификат, в соответствии с которым этот святой образ - произведение иконописной мастерской Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Как следует из сертификата, для изготовления иконы по старинной технологии из натуральных материалов и пигментов произведено вручную 29 видов работ. Иконная доска изготовлена из дерева кипарис, липа, ольха. Доска из липы и ольхи пропитана лавандовым маслом для защиты от жучков-точильщиков. Доска из кипариса жучками не поражается. Икона освящена, имеет Благословление Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Живопись выполнена в стиле Киевской иконописной школы X-XII веков. И отдельно дано разрешение на вывоз иконы с территории Украины. Икона действительно чудного письма. В Зачатьевском монастыре мы заказали для иконы киот, вставили собственно икону в доску, раскрашенную под золото, и украсили эту доску стразами и полудрагоценными каменьями, использовав на это все девичьи кольца и серьги моей драгоценной супруги.
Tags: Москва, Хамовники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments